jejember: (paisley mo)
jejember ([personal profile] jejember) wrote2010-11-26 08:34 am

"Плохая архитектура — наглая!"

Вы знаете, я когда таких людей вижу, я только молчу и слушаю в трепете. Одна из последних людей, которые знают, как делать дело и для чего. Зоя Харитонова, заслуженный - и потомственный архитектор, работала в Институте генплана Москвы:


"Я приезжаю на стройку, и мне не с кем там разговаривать. Я пытаюсь им сказать: вот эту ступень закруглите, а вот тут, пожалуйста, срежьте. А они стоят, хлопают глазами и ничего не понимают. И вот эти люди строят элитные дома!"

"Моим бригадиром был Гинзбург, сын великого архитектора Гинзбурга. Они стали основоположниками всей современной европейской архитектуры — Гинзбург, Мельников, Леонидов. Это был фантастический прорыв идей. Они ввели в архитектуру эстетский минимализм. Там отсутствовал ордер, но, поскольку у всех было классическое воспитание, они прекрасно знали игру светотени, им были важны пропорции. Сталинские дома тоже делались грамотно. Потому что была преемственность людей, которые это все проектировали: они все получили образование до революции. Жолтовский, например, в Италии стажировался, а потом здесь, в Москве, строил прекрасные палаццо. Потому что он не мог иначе — он видел настоящее, красивое."


"Когда мы занимались Арбатом, мы разработали специальную униформу для дворников, мы даже запахами занимались — входили в каждое кафе, в каждый магазин и говорили: «Так, здесь будет продаваться то-то и то-то, а продавщиц одеть вот таким образом. А здесь будет кафе «Бисквит» — чтобы его пекли прямо на улице и чтобы пахло бисквитом». И это было исполнено: купили какие-то специальные печки, запахи сказочные шли, понимаете? А сейчас на этом месте видите что? Так и называется — «Шашлык-машлык»…"

"А вот здесь стояла звонница церкви Николы Явленного, — говорит Зоя Харитонова, безуспешно пытаясь перекричать фальшивого «Чижа». — Когда мы начали реконструкцию, тут обнаружилась роскошная стена — с круглыми царскими двуглавыми орлами, кирпичами времен Алексея Михайловича. Ее хотели заштукатурить. Я встала грудью: «Не дам». Берегли двадцать три года. А недавно новый глава управы говорит: «Вот смотрите: мы наконец-то привели в порядок эту стену». Я готова была его ударить! Они ее цементом «заштукатурили» — его теперь не оторвать от кирпича! И вот видите, что с ней теперь делают люди? Она вся исчиркана. А раньше не трогали. Вандализм рождается там, где исчезает настоящая красота."
Читайте полностью здесь!
или здесь: http://rusrep.ru/article/2010/11/16/moscow